Водный транспорт

Проект Фламинго (пр. 1415 всех модификаций)


Перечень всех типов и проектов  ·  Все фотографии судов этого проекта
 
 
 

Универсальный катер мощностью 220 кВт.

Назначение судна:
проект Р-1415 (14151) — рабочие катера, рейдовые катера, средние таможенные суда;
проект П-1415, шифр Кулик (14155) — пограничные сторожевые катера;
проект ПВ-1415 (14159) — противодиверсионные катера, большие сторожевые катера;
проект Г-1415 (14156) — большие гидрографические катера;
проект РВ-1415 (14152) — рейдовые водолазные катера;
проект РН-1415 (14153) — рабочие катера для гражданских ведомств;
проект РВН-1415 (14154) — рейдовые водолазные катера для гражданских ведомств;
проект РН-1415У (14157) — рабочие катера для гражданских ведомств "удешевлённый" (из более дешёвых материалов);
проект РВН-1415У (14158) — рейдовые водолазные катера для гражданских ведомств "удешевлённый" (из более дешёвых материалов).

Место постройки:
Сосновский ССЗ (Россия, г. Сосновка);
ЦКБ "Восток" (Россия, г. Ленинград/Санкт-Петербург) — головные катера всех проектов кроме Г1415.

Класс Регистра: "О"

Характеристики:
Проект П-1415 / ПВ-1415 / Г-1415 / РВ-1415 / Р-1415
Длина: 21,2 м
Ширина: 3,93 м
Высота борта: 2,25 м
Осадка: 1,2 / 1,65 / 1,52 / 1,6 / 1,4 м
Водоизмещение стандартное: 35 (РВ1415) т
Водоизмещение полное: 42 / 46 / 41,3 / 43,2 / 57 т
Скорость полного хода: 11 / 11 / 11,4 / 12 / 12
Дальность плавания: 800 миль (9 уз), 200 миль (11 уз)
Автономность: 5 сут
Экипаж: 9 / 8 / 9 / 8 / 3 чел
Грузоподъемность: 17 т или 27 чел (Р-1415)
Тип ГД: дизель 3Д12 / 3Д12 / 3Д12АЛ / 3Д12АЛ / 3Д12Л
Мощность ГД: 1х220 кВт
Мощность ДГ:1х12 и 1х1,2 кВт

По данным сайта www.russian-ships.info
___________________________________________________________________________________

Многоликий "Фламинго".

Потребность в судах-универсалах существовала всегда. Уж очень заманчиво на одной конструктивной и технологической базе строить корабли самого разного назначения. Примеров тому много. Особенно привлекательно пойти по пути модификации одной базовой конструкции малотоннажного судна, когда постройка его поставлена на конвейер, а годовая производственная программа предприятия исчисляется десятками единиц. Вот тут-то и выходят на первый план главные качества судов, спроектированных с дальним прицелом на многофункциональное использование.
Многие годы на речных просторах и в прибрежных районах эксплуатировались катера пр.376у, имевшие самое разное назначение: рейдовый, буксирный, водолазный, радиационной и химической разведки, сторожевой и др. Длительное время они успешно строились многими судостроительными и судоремонтными предприятиями и легко перебрасывались железнодорожным транспортом в различные регионы страны. Но со временем эти катера морально устарели, перестали отвечать предъявляемым к ним требованиям, и тогда им на смену пришли новые.
К модификационно гибким проектам катеров можно отнести “фламинго”, запущенный в производство взамен “376у”, остойчивость которого не отвечала новым требованиям Регистра. Так как катер предыдущего проекта строился более чем в пяти модификациях для тридцати с лишним министерств и ведомств, то перед разработчиками стояла нелегкая задача. Основное условие, оговоренное в техническом задании, — обеспечение остойчивости по нормам для судов 2-го ограниченного района плавания и перевозки по железной дороге со снятой надстройкой и привальным брусом при негабаритности 3-й степени. Требования достаточно противоречивые и трудноисполнимые в комплексе, так как для повышения остойчивости следовало увеличить ширину и высоту борта, а при сохранении железнодорожной транспортабельности сделать это было довольно сложно. Поэтому внимание конструкторов направлялось на изыскание потенциальных возможностей, позволявших выбрать соответствующую форму корпуса.
Проект “Фламинго” разрабатывался одновременно в двух модификациях: рабочий катер пр. Р-1415 (впоследствии пр.14151) для перевозки грузов и людей на внешних и внутренних рейдах портов и водолазный пр.РВ-1415 (впоследствии пр.14152), предназначенный для проведения работ на глубинах до 45 м на тех же акваториях портов. Им был присвоен класс “О” Речного Регистра. Их мореходные качества проверялись в море: при волнении пять баллов катера оставались на плаву и сохраняли остойчивость при затоплении любого из отсеков.
Спроектированные на одной конструктивной и технологической основе, они имеют близкие технические характеристики: длина корпуса наибольшая (без привального бруса) — 21,2 м; ширина корпуса наибольшая (без привального бруса) — 3,93 м; высота борта (от основной плоскости) — 2,25 м; осадка в зависимости от модификации — 1,2— 1,4 м; водоизмещение — 42 — 54 т; скорость полного хода — 11 — 12 узлов. Автономность по запасам провизии и питьевой воды в обеих модификациях — 5 суток. Экипаж рабочего катера — три человека, водолазного — восемь человек (дополнительно включены пять водолазов). Различия в составе экипажей отразились и на компоновке жилых помещений. Так, на водолазном катере предусмотрены каюты на одного, трех и четырех человек, на рабочем — одна четырехместная каюта. Обе модификации имеют электрифицированный камбуз, душ и санузел, а водолазный катер оборудован еще и сушильным шкафом для одежды.
Рабочий катер рассчитан на 27 пассажиров или 17т груза. Его трюмы обслуживаются съемной поворотной балкой грузоподъемностью 0,5 т.
Стальные корпуса с протекторной защитой от коррозии в подводной части идентичны по конструкции и набраны по поперечной системе. Выгородки, фальшборт в носу и корме, ходовая рубка, надстройка выполнены из алюминиевого сплава. При транспортировке по железной дороге надстройка, рубка и фальшборт снимаются. Ходовая рубка, выдвинутая к носу, имеет одиннадцать иллюминаторов, три из них с электрообогревом. Тепловая изоляция выполнена из негорючих плит АТИМСС, декоративная обшивка жилых помещений — из слоистого пластика, изоляция помещений надстройки — из трудносгораемых плит с оклейкой стеклосеткой и последующей окраской. Два якоря (массой 75 кг каждый), один из которых запасной и крепится по-походному на палубе, поднимаются на водолазном катере электрической лебедкой, а на рабочем — ручным шпилем. Спасательное оборудование состоит из надувных плотов ПСН-1 ОМ в контейнерах. Они могут сбрасываться на оба борта. Для прохода под мостами сигнальная мачта катеров всех модификаций заваливается в корму.
В качестве главного двигателя, управляемого из ходовой рубки, на катерах используется дизель ЗД12Л мощностью 300 л.с., работающий через реверс-редуктор на гребной винт фиксированного шага. Запасы топлива и масла обеспечивают дальность плавания 200 миль. В состав судовой электростанции входят трехфазный синхронный генератор (номинальная мощность — 12 кВт, напряжение — 400 В, частота — 50 Гц), две группы аккумуляторных батарей типа 6СТК-180 М (напряжение — 12 В) и навешенный на главный двигатель генератор постоянного тока (мощность — 1,2 кВт, напряжение — 27 В). На стоянке питание осуществляется от береговой электросети.
Сточно-фановая система закрытого типа и зачистная система для сбора подсланевых вод, отработанного масла и отстоя топлива сделаны с учетом современных требований по охране водной среды. Запасы питьевой воды составляют около 1,7 м3. Предусмотрена подача горячей воды на камбуз и в душ. Отопление и камбузная плита — электрические.
Радионавигационное оборудование состоит из ультракоротковолновых радиостанций типа “Катер” и “Плот”, а также навигационной РЛС “Лоция” или “Печора-1”.
Пожарная защита представлена водяной противопожарной системой жидкостного тушения машинного отделения. На водолазном катере имеются все необходимые устройства и оборудование, обеспечивающие выполнение “Правил водолазной службы”.
Проекты обеих модификаций разработаны с высокой степенью унификации материалов и комплектующего оборудования. Постройка уже первых серийных катеров показала высокую технологичность конструкций применительно к поточно-позиционному методу производства. Поэтому не случайно именно этот проект был выбран для разработки на его базе новых модификаций различного назначения.
Катера типа “Фламинго” строятся большой серией в самых различных вариантах для гражданского флота и ВМФ. Но наибольшее количество модификаций разработано, естественно, для нужд ВМФ. Кроме базовых вариантов — рейдового рабочего и рейдового водолазного — здесь эксплуатируются патрульные противодиверсионные катера и катера-тральщики (код НАТО TANYA-class). He обошли своим вниманием катера типа “Фламинго” и пограничники.
Одной из модификаций явился большой гидрографический катер пр.Г-1415 (дальнейшим развитием которого стал катер пр.14156). Первый спроектирован на базе рабочего варианта и предназначен для обслуживания нужд гидрографической службы ВМФ. Изменение функционального назначения судна повлекло за собой и некоторые изменения в конструкции, главным образом, в его оснащении. Рулевая рубка стала длиннее и более просторной, так как в ней разместили штурманский стол и соответствующее гидрографическое оборудование, а на капе машинного отделения — шлюпку ЯЛШ-2, используемую для работы на глубинах менее осадки катера. Спасательные средства представлены одним плотом типа ПСН-10М в пластиковом контейнере. Изменилось также радиотехническое вооружение. При этом катер сохранил все лучшие характеристики, заложенные конструкторами в базовом проекте.
В короткой статье невозможно осветить все модификации катеров типа "Фламинго", да это и не нужно, ибо модификационные возможности катера еще далеко не исчерпаны.

С.Солодов
___________________________________________________________________________________

История создания.

В августе 1971 года техническое предложение на проектирование катера проекта 1418Б было закончено. На основании этого технического предложения был разработан проект нового тактико-технического задания на проектирование базового рабочего катера с вариантом водолазного бота и представлен на рассмотрение и утверждение.
Это техническое задание было рассмотрено, одобрено и утверждено, а далее по этому техническому заданию началось проектирование нового катера, но под номером проекта 1415.

В основу проектирования нового катера были положены те наработки, которые были сделаны в техническом предложении проекта 1418Б. За время, прошедшее после представления проекта 1418Б на рассмотрение, произошли изменения, которые повлияли на проектирование будущего катера.
Пожалуй, самым существенным изменением было то, что железная дорога ужесточила боковой габарит перевозимого груза, он уменьшился на величину около 0,5 м. Для катера эта величина была весьма существенной, это влияло в первую очередь на остойчивость катера, а также на другие элементы теории корабля.
Моторесурс главного двигателя и запас мощности на валу для рабочего катера заказчику показались малыми, и проектанту пришлось применить проверенный временем надёжный двигатель ЗД12.
В техническом задании на проектирование катера были учтены также те изменения, которые были связаны с расширением круга специальных задач, поставленных в то время перед модификациями подобных судов и повышением требований к их тактико-техническим элементам.
Эти изменения потребовали новой компоновки катера несколько отличающейся от принятой первоначально. Машинное отделение переместилось ближе к миделю, а кормовой грузовой трюм — в корму, камбуз был перенесён в рубку, а площадь жилого блока увеличена. Площадь рубки была увеличена, где теперь были расположены санитарные и служебные помещения. В зависимости от модификации катера в носовом грузовом трюме могли располагаться грузовые, жилые или пассажирские помещения, а в кормовом — водолазный отсек или любое другое служебное помещение.
Корпус катера был стальной, рубка — из лёгкого сплава.
Проект 1415 разрабатывался сразу в двух модификациях — рейдовый водолазный бот проекта РВ1415 и базовый рабочий катер проекта Р1415. Назначением этих катеров было производство на внешних и внутренних рейдах военно-морских баз водолазных работ на глубинах до 45 м и перевозка грузов и людей.
За основную модификацию был принят рейдовый водолазный бот, что объяснялось большей насыщенностью его оборудованием и большей комплектацией личного состава по сравнению с базовым рабочим катером. Обе модификации катера были спроектированы в общем корпусе с одинаковой механической установкой, общекорабельными устройствами и системами и с одинаковым составом радиотехнического оборудования.
Рейдовый водолазный бот, как и всякая другая модификация, отличалась главным образом наличием специального оборудования. Только гидрографическая модификация имела некоторое отличие от базового катера конструкцией и компоновкой рубки.
Документация общая для всех модификаций получила номер проекта 1415 (14150).
Катер проекта 1415, по сравнению с катером проекта 376, получился более остойчивым и мореходным, с улучшенной обитаемостью, архитектурные формы корпуса отвечали современным требованиям, на катере было установлено современное специальное, штурманское, навигационное и радиооборудование. И, наконец, катер стал соответствовать современным требованиям правил Регистра, охраны труда и санитарным нормам.

Из книги "Катера", К.К.Старосельцев. Издательство ООО "Моркнига".
___________________________________________________________________________________

Первым на опытном производстве филиала ЦКБ «Восток» в 1975 году был построен головной катер проекта Р1415 (14151), а в 1976 году — РВ1415 (14152). После корректировки документации и передачи её заводу-строителю серийное строительство всех модификаций осуществлял Сосновский судостроительный завод. Все головные катера всех модификаций кроме Г1415 были построены на опытном производстве проектанта, а проект Г1415 хотя и строился в городе Сосновке, но государственные испытания проходил в Ленинграде, где и остался нести свою службу.
По результатам эксплуатации катеров проекта 1415 и авторского надзора за ними периодически вносились изменения в конструкторскую документацию. Так ради упрощения конструкции, повышения надёжности рулевого управления и улучшения маневренности направляющая насадка была заменена балансирными рулями.
Для возможности замены катеров проекта 376 в народном хозяйстве были построены катера проектов Рн1415 (14153) и РВн1415 (14154) в 1979 году.
Эти катера отвечали всем требованиям правил Регистра и санитарным нормам, но из-за отсутствия спроса в серию не пошли. Попытка замены катеров проектов 376 в народном хозяйстве не удалась, а о причинах этой неудачи говорилось выше.
В 1975 году была разработана пограничная модификация катера проекта П1415 (14155), головной катер был построен в 1977 году.
Гидрографическая модификация катера проекта Г1415 (14156) была спроектирована в 1977 году и построена в 1979.
Не оставляя попыток внедрить катер в народное хозяйство, Минсудпром отдал приказ о переработке проектов 1415 с целью их удешевления. Во исполнение этого приказа проектант переработал проекты Рн1415 и РВн1415, заменяя по возможности материалы и комплектующие изделия более дешёвыми. В результате были сделаны и согласованы с надзорными органами новые модификации проектов 1415 проекты Рн1415у (14157) и РВн1415у( 14158), которые также не пошли в производство.
Последней модификацией катера, которая пошла в серию, был спроектированный в 1978 году и построенный в 1979 году проект ПВ1415 (14159) — катер подводной охраны объектов. На этом катере были установлены новейшие по тем временам системы обнаружения и уничтожения противника.
Дальнейшие попытки создания новых модификаций на базе катера проекта 1415 по разным причинам реализованы не были. В их числе было сделанное в 1984 году техническое предложение катера проекта 14161 для подъёма и транспортировки мин и торпед на озере Иссык-Куль, в 1985 году проекта 14162 лоцманского катера и в 1976 году была попытка в корпусе базового катера сделать пожарный катер.
В конце 80-х годов Газпром заказал на Сосновском заводе несколько серийных катеров проекта РВ1415, которые строились для ВМФ. К этой работе был подключён проектант, который как исключение согласовал ограниченное количество катеров с Регистром, при этом пришлось доукомплектовать катера необходимым снабжением.
Одним из препятствий для эксплуатации катеров в народном хозяйстве была повышенная шумность в помещениях. Для устранения этого препятствия в 1990 году была произведена установка главного двигателя на амортизаторы, но в связи с развалом народного хозяйства на эти катера заказчиков больше не нашлось.

http://boatclub.ru/forum/showthread.php?t=828
Перечень всех типов и проектов  ·  Все фотографии судов этого проекта

Фотографии неопознанных судов проекта

Таблица судов проекта

Сортировать по: Дате постройки  ·  Месту постройки  ·  Году и месту постройки  ·  Модификации  ·  Последнему названию  ·  Первому названию  ·  Редакторская сортировка

««12»»
ПроектСтр. №ПостроеноСписаноНазваниеДатаПриписка
ПВ-1415 (14159)1984П-376
26.07.1992
ВМФ России
ВМФ СССР
П-1415 (14155), шифр «Кулик»3191984ПСКА-20
26.07.1992
Береговая охрана России
МЧПВ СССР
П-1415 (14155), шифр «Кулик»3201984ПСКА-21
26.07.1992
Береговая охрана России
МЧПВ СССР
Р-1415 (14151)491984Севан
06.2005
Хабаровск
04.2005
1992
Николаевск-на-Амуре
ПВ-1415 (14159)ок. 12.01.198404.08.1995П-372
26.07.1992
ВМФ России
ВМФ СССР
-1986 или ранееАргоЛенинград
РВ-1415 (14152)1986Омар
17.06.2022
Калининград
П-1415 (14155), шифр «Кулик»3211986ПСКА-22
26.07.1992
Береговая охрана России
МЧПВ СССР
Р-1415 (14151)591986Гола пристань
2018
ВМС Украины
01.08.1997
П-1415 (14155), шифр «Кулик»32919882014ПСКА-30
26.07.1992
Береговая охрана России
МЧПВ СССР
ПВ-1415 (14159)373ок. 1988П-391
26.07.1992
ВМФ России
ВМФ СССР
ПВ-1415 (14159)374ок. 1988П-400
26.07.1992
ВМФ России
ВМФ СССР
ПВ-1415 (14159)378ок. 1988П-406
26.07.1992
ВМФ России
ВМФ СССР
РВ-1415 (14152)5671989Ирич
2016
Санкт-Петербург
РВ-1415 (14152)56819892018РВК-717
26.07.1992
ВМФ России
ВМФ СССР
РВ-1415 (14152)22.05.1989556
12.2004
Самара
Р-1415 (14151)55721.06.1989Янтарь
????
Мурманск
≈ 2007
Нарьян-Мар
07.2001
1992
П-1415 (14155), шифр «Кулик»324198ХПСКА-25
2012
(Россия)
26.07.1992
Береговая охрана России
МЧПВ СССР
П-1415 (14155), шифр «Кулик»326198ХПСКА-27
26.07.1992
Береговая охрана России
МЧПВ СССР
Р-1415 (14151)38198ХРВК-1394
26.07.1992
ВМФ России
????
ВМФ СССР
РК-1394
Г-1415 (14156)1990БГК-326 Риф
03.2006
Санкт-Петербург
Г-1415 (14156)23119902018БГК-1936
26.07.1992
ВМФ России
ВМФ СССР
П-1415 (14155), шифр «Кулик»34119902010ПСКА-33
26.07.1992
Береговая охрана России
МЧПВ СССР
П-1415 (14155), шифр «Кулик»34219902014ПСКА-34
26.07.2014
Береговая охрана России
1992
МЧПВ СССР
РВ-1415 (14152)5761991Резкий
10.2001
Байкал
1992
-1992ВолнаАстрахань
РВ-1415 (14152)5951992Виктор Кутузов
≈ 2015
Иркутская область
06.2006
Северобайкальск
09.2003
-6081992Валентин Подгорный
2019
Новороссийск
РВ-1415 (14152)59Х05.08.1992Капитан Яхонтов
06.1995
Москва
РВ-1415 (14152)60706.08.1992Эколог
????
≈ 2009
Вологда
02.1995
Белозерск
РВ-1415 (14152)1993РВК-2077ВМФ России
РВ-1415 (14152)6001993РВК-2048ВМФ России
РВ-1415 (14152)6091993ФламингоКалининград
РВ-1415 (14152)6171993РВК-1436ВМФ России
РВ-1415 (14152)6181993Лотос
≤ 04.2016
Иркутск
КаСеС
07.2003
РВ-1415 (14152)61125.01.1993ТС-580Астрахань
РВ-1415 (14152)29.04.1993Ермак
20.07.2018
Пермь
≈ 2009
10.2001
12.1998
РВ-1415 (14152)61216.07.1993ТС-581
21.09.1993
Владивосток
Кордон
РВ-1415 (14152)61Х02.09.1993Батыр
11.2001
Елабуга
РВ-1415 (14152)62223.05.1994Владимир Высоцкий
12.2003
Санкт-Петербург
04.1998
РВ-1415 (14152)62525.05.1995Байкал-5Хабаровск
РВ-1415 (14152)61927.09.1995АргоПермь
РВ-1415 (14152)62630.07.1997Катран
04.2012
Пермь
04.2002
Чайковский
РВН-1415У (14158)6271999ВМ-627Новороссийск
РВ-1415 (14152)0109.11.2005Фламинго-1Хабаровск
РВ-1415М13.09.2012Камский Бриз
????
Нижний Новгород
Бриз

««12»»
Перечень всех типов и проектов  ·  Все фотографии судов этого проекта
Сообщить о неточности в описании или названии типа/проекта


Ваш комментарий

За обсуждение политики будет выноситься бан на 1 месяц.
Вы не вошли на сайт.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.