Заложен на ССЗ №340 в Зеленодольске в рамках программы судостроения НКВД. Достраивался при помощи откомандированного на завод экипажа. Спущен на воду весной 1942 года и вступил в строй в июне того же года. С началом Сталинградской битвы выполнял задачи по снабжению и десантированию войск, огневой поддержке переправ и эвакуации раненых. Перед рассветом 8 октября 1942 года двигался от завода "Красный Октябрь" на базу у села Тумак, имея на борту раненых красноармейцев и неустановленное число гражданских. Напротив центра Сталинграда, на входе в воложку Куропатка попал под обстрел немецкой батареи и открыл ответный огонь. Получил попадание в кормовую часть правого борта, из-за чего было перебит штуртросовый привод рулей и лишившийся управления корабль оказался на мели приверх острова Голодный. В ходе продолжающегося обстрела из-за близких к борту взрывов, в ряде мест лопнули обшивка и листы броневого пояса. Попытки снять бронекатер с мели успехов не возымели. Под воздействием течения корабль сполз на глубину и его поиски спасательными подразделениями ОРАС, а позже и ЭПРОНа в 1943, 1944, 1946 годах успехом не увенчались. В последующие десятилетия над бронекатером намыло многометровый слой песка, надежно скрывавшего корабль до недавнего времени.
После обнаружения бронекатера было принято решение о его подъеме, который осуществлялся в ноябре 2017 года совместными усилиями военно-исторического музея "Наследие" и Красноармейского судоремонтного завода. После транспортировки бронекатера на базу Красноармейского СРЗ состоялись работы по его восстановлению. Весной 2021 г. БК-31 был перевезен на Центральную набережную, где вокруг него был возведен застекленный саркофаг.
Информация о судне указана на основании общедоступных источников и наблюдений пользователей сайта. Администрация сайта никак не связана с данными источниками и не несёт ответственности за эти сведения. Приведённая здесь информация может быть ошибочной или устаревшей.
Забивали во время выполнения боевых заданий. Под вторым иллюминатором есть приваренная заплата, но до сварочного аппарата нужно было добраться. Если в корпусе образовывались пробоины, то на такой случай на борту были припасены выструганные из древесины чепики - от нескольких сантиметров в длину и до размеров с бутылку шампанского и даже больше.
Пара пояснений. Обращает на себя внимание разность боевых номеров в БД сайта и на памятнике. Согласно приказа штаба ВВФ, к моменту гибели данный бронекатер действительно имел номер "21", однако во многих документах, по инерции продолжал фигурировать как 31-й. В то числе в сводках действий Волжской военной флотилии и в документах по аварийно-судоподъемным работам с конца 1942 до начала 1943 года. Это, как сегодня говорят "не баг, а фича".
Справа в кадре груз причудливой формы. Такие применялись как якоря на баржах-белянах. Нашли на дне рядом с бронекатером.
Ссылка