После выхода из ремонта в ИСРЗ https://fleetphoto.ru/photo/198445/ и загрузки сырой нефти в Новороссийске зашли в Гибралтар пополниться техснабжением. - Понадобилась уплотнительная Набивка для сальников гребного Валопровода. Первый поход оказался очень долгим, в два двойных Треугольника (в 12 месяцев, не считая февральской, в 1971-м, рейдовой стоянки в Одессе, в сплошном тумане, без права выхода Команды на берег, и быстрой загрузки, вновь на Кубу. - Огибали восемь раз Африку, чтобы попасть в Суэцкий и Персидский заливы, с обратной стороны!.. (Канал был закрыт).
Закачка нефти в Египетском порту Рас-Шухейр, в Красном море, производилась на якорной стоянке по подводному трубопроводу . - Вид побережья не вызывал желания высаживаться на берег.
Цитата (Владимир Ерошенко, 28.05.2024): > Так в дрейфе, - какой же там кильватер?
не всю жисть же пароход в дрейфе лежит. и когда он идет--вот такая стирка и получается. правда один раз в кармане остались часы *флотские* с позолоченным штурвалом. чистопольские. где-то и сейчас плавают..
Последствия аварии. - В результате взрыва 1 чел. погиб и 4 чел. получили ранения. По заключению экспертизы эпицентр взрыва находился в районе расширителя центрального танка №5; как раз в этом месте у смотрового люка находился погибший матрос, осуществлявший контроль за пустотой с помощью нетабельного электрического фонаря. Травмы получили также находившиеся на палубе в пределах 30 м от эпицентра взрыва бригадир погрузочной бригады, 2-й помощник капитана, помощник капитана по хозяйственной части и судовой врач.
Причины аварии. - Воспламенение паров ромашкинской сырой нефти в шланговом отделении в районе расширителя танка №5. - - Источник воспламенения - искра между контактами выключателя, возникшая в момент включения нетабельного электрического фонаря иностранного производства. - Невозможность налива груза при закрытых смотровых лючках, так как проектом не предусмотрена система закрытого налива, а также отсутствие системы дистанционного контроля за наполнением грузовых танков; Как следствие этого, возникла повышенная загазованность шлангового помещения, где расположены выходы из центральных танков №№ 4 и 5.
Приходил циркуляр (и на однотипный тбх Бородино). На счет "нетабельного фонаря", акцента не было. А Электрощит, с клемами приборных прерывателей, находившийся в нижней части Спардека, над 5-м ц. танком, предписали переоборудовать!.. Серьезный конструктивный просчет по танкерам серии "София".
*-Цитата (Вячеслав, 27.05.2024): > Если на ходу в море, после замачивания, мы бросали с кормы на легости.
Выборка танков производилась вдали от берегов залива, когда находились в дрейфе.
Первый опыт отмачивания в крутом растворе Каустика завершился печально, - разъел до дыр. Пришлось разбавлять раствор и менять технологию стирки. - Заканчивали процесс на палубе, мощной струей забортной воды из шлангов!..
А за бортом, на привязи линя, в кильваторной струе, любители экзотики доводили до кондиции свои вновь приобретенные джинсы, типа «Levi's» (Как и «фирменную косматую швабру» матроса-прибориста).
Цитата (Владимир Ерошенко, 27.05.2024): > Рядом, за кадром, - следующая партия спецовок в очереди, в «предпрачечной раздевалке» (кроме Каустика, других средств не имели).
Если на ходу в море, после замачивания, мы бросали с кормы на легости. Одежда после такого полоскания была идеально чистой. Но если шов был не нормальным в том иесте появлялась хорошая бахрома.
Цитата (3 X, 25.05.2024): > Выборка понятно, а чем замывали?.. Какими средствами?
За левым краем извилистой газоотводной трубы бортового танка №2 видна большая мет. бочка. В ней раствор Каустика. В нем «откисает» спецодежда очередной смены выборщиков. Рядом, за кадром, - следующая партия спецовок в очереди, в «предпрачечной раздевалке» (кроме Каустика, других средств не имели). - ФОТО - Прямая ссылка https://i5.imageban.ru/out/2024/05/27/73...e33.jpg
Цитата (zen, 26.05.2024): > "Гавана". Видел лично, как раз работали в порту... Бабахнуло, Спасибо! Не припомните дату?
Нашел! - 28 сентября 1981 г. т/х ГАВАНА в 02.58 был ошвартован к причалу №6 нефтегавани Шесхарис в п. Новороссийск.
- 29 сентября в 03.20 в районе шлангового помещения средней надстройки произошел взрыв паров сырой нефти. На этот момент на судне находилось 26979 т сырой нефти (интенсивность погрузки составляла около 4200 т/ч), заканчивалась погрузка танков 2-й группы (центральные танки №№4, 5 и 6). В танке №5, через который производился налив второй группы танков, пустота была наименьшей и составляла 45 - 47 см. Шланговое помещение средней надстройки, а также горизонтальный коффердам под ней были сильно загазованы парами сырой нефти, так как смотровые люки расширителей грузовых центральных танков NN 4 и 5, которые находились в полузакрытом шланговом помещении, были открыты для замера груза и через них происходило интенсивное поступление паров сырой нефти. Загазованности способствовало состояние погоды - слабый ветер, штиль... http://www.mmflot.com/viewtopic.php?f=9&t=1846
Да, все как на этой фотографии, - Полузакрытое шланговое помещение, сильно загазованный горизонтальный (воздушный) коффердам, грузовые центральные танки NN 4 и 5, танк №6 пр/борта, - видна его вентиляционная извилистая труба, уходящая через переборку справа к 6-му танку.
На таком, однотипном, танкере «Бородино», моя каюта находилась как раз над этим 5-тым цен. танком. Однажды в приоткрытой щели иллюминатора, при погрузке нефти, заметил небольшой электрический разряд, как на уроке физики. Больше не открывал!..
P.S. - Так это мы тогда, в сентябре 1981, и находились рядом, - танкер Бородино и танкер Гавана. Нашел приказ о своем назначении. Пошли в Таиланд. А в конце 1981-го попали уже в другое полушарие (в джунгли Карипито). Спасибо фотографиям, - помогают памяти! https://fleetphoto.ru/photo/254787/
Цитата (Владимир Ерошенко, 26.05.2024): > Был на берегу. Пытаюсь вспомнить название
"Гавана". Видел лично, как раз работали в порту (где только курсанты не работали... Как гласила туповатая шуточка отцов-командиров: "Вы что, сюда учиться приехали?!"). Бабахнуло, все обернулись в ту сторону, у парохода несколько секунд надстройка снизу доверху со всех сторон облизывалась светлым, почти бесцветным пламенем. Сразу заработали пожарные стволы на причале, за минуту завалили всё пеной. После этого "Гавана" довольно долго простояла в ремонте с закопченной со всех сторон надстройкой. Но причину, насколько помню, называли другую - в нарушение требований всякое боцманское барахло там хранилось и кто-то очень умный и здравомыслящий зашёл в помещение за чем-то из этого барахла с обычным (не взрывобезопасным) фонариком и включил его. Крошечной искры на контактах выключателя хватило.
С левой стороны Спардека, все более-менее благополучно, - в Нише нет Расширителей грузовых Танков (есть только глубокая шахта для Лага и Гирокомпасная, - хозяйство 4-го пом. к-на).
В правой же части Ниши при погрузке сырой нефти, - через приоткрытые смотровые лючки Расширителей Танков, все подспардечное пространство заполняется взрывоопасными парами. - Не рекомендуется держать приоткрытыми иллюминаторы в Средней надстройке при грузовых операциях!
Усугублялось все, - наличием Электрощита с Клемами приборных прерывателей, в служебном отсеке, в непосредственной близости от воздушного Коффердама.
В Новороссийске, при загрузке сырой нефти у причала, на одном из судов этой серии произошел взрыв. Погибли люди подменной погрузочной Команды.
Стояли по-соседству, обошлось. Наш основной экипаж подменялся пару дней береговой командой. Был на берегу. Пытаюсь вспомнить название, - возможно, - Г.Г. Деж. - Не уверен.
Впоследствии была установлена причина взрыва. - Повышенная концентрация взрывоопасных газов в р-не воздушного Коффердама. Искрение Клем Электрощита.
Конструктивно, на Софиях, такие ниши под Спардеком удобны для хранения инвентаря и защиты от стихии, - Но!..
- Вся спардечная Надстройка (в отличии от Кормовой) стоит на Танках Грузовой палубы, отделяясь от нее лишь невысоким глухим воздушным Коффердамом. Всю его прелесть и коварство пришлось испытать еще в 1970-м, после выхода из ИСРЗ. Там все ржавело, отслаивалось, осыпалось, - Проникали ползком внутрь, через небольшие Лазы в боковых стенках Ниши (видны над Расширителем 5-го Ц. Танка).
Проникновению препятствовала Грузовая магистраль труб, проходящая вдоль всего пространства Коффердама. Протискивались, стучали кирками, шкрябками, грунтовали свинцовым суриком, красили,.. Но, это было не самое главное коварство данной Конструкции!
Капитан и Старший механик обеспечили дежурство на Мостике и в Машине. Остальные, - участвовали круглосуточно, посменно, в подготовке танков.
О том что и как происходило в танках, при выборке ниже ватерлинии, могут наглядно рассказать последующие фотографии, если уважаемые Редакторы ВТ будут не против.
Цитата (3 X, 25.05.2024): > Выборка понятно, а чем замывали? Моечные машинки были? Какими средствами?
1. Двухрожковые моечные машинки опускали в лючки танков на шлангах и страховочных концах, поочередно фиксируя их работу на 4-х уровнях по высоте (от лючка до днища - 16 метров), с учетом расположения внутренних трапов, смотровых площадок, леерных ограждений, перегородок, магистралей, днищевых наборов. Мыли горячей водой, под давлением в 6 атм., t+70 гр. 12 Танков центральных и по 6-ти бортовых.
2. Домывка и скатка внутри танков горячей водой шлангами вручную, - начиная с верхней площадки по трапам до нижней, завершая днищевым набором, по шпациям, храпкам, клинкетным затворам.
3. Пропарка с помощью латунных Эжекторов (весом по 120 кг) фиксируемых в лючках Танков.
4. Сбор вручную остатков нефтепродуктов с площадок танков, из днищевых шпаций. Подъем на палубу с помощью Малой механизации (Типа «Разлука»). Дополнительная скатка.
Замывочных средств не применяли. В танках с остаточным душком, - жарили кофейные зерна.
Все танки и бункерные отсеки, подготовленные экипажем под загрузку пшеницы, Ллойдовская Комиссия приняла с первого раза!
Шли на судно РДО-запросы: - «Поделитесь опытом! - Представьте свою Технологию подготовки танков под зерно, после перевозки нефти» https://fleetphoto.ru/photo/197583/
Водные пути — Населённые пункты — Другие страны — Египет
Разное — Фотографии, сделанные на борту судов — Виды палуб